mjora (mjora) wrote,
mjora
mjora

Category:

Битва у стен Анакопии . Миф или плагиат.

Анакопия - древнее греческое название крепости в окрестностях абхазского села Псырцха у совр. г. Новый Афон . Развалины крепости сохранились до наших дней и являются предметом для археологических исследований.
Этой крепости приписывают важное значение в войне с арабами во времена их господства в регионе. Хотя кроме поздних грузинских источников нигде не упоминается о нашествии арабов в Абхазии , крупном сражении под стенами Анакопии . Но это не мешает , автономно от остального мира существующих , местных историографий считать этот миф реальностью и тщательно изучать его причины и последствия . Отрывок из сочинения грузинского летописца X века Джуаншера :

И когда Глухой [Мурван] вступил в Клисуру, которая в то время являлась границей между Грецией и Грузией, разорил город Абшилети Цхуми. Затем подступил к анакопийской крепости, в которой находится икона всесвятой Богородицы, не рукотворное писание, а нисполненное свыше, о которой никому не известно, кто нашел ее на вершине той [Иверской] горы, с юга морем, а с севера окруженной болотистыми лесами. Там находились в то время картлийские цари Мир и Арчил; отец же их. [к тому времени] уже был преставившимся и похоронен в Эгриси...

И было вместе с ними [Миром и Арчилом] небольшое число их царской дружины, и людей из родов эриставов и питиахшей, всего около тысячи [человек], а из абхазских войск две тысячи воинов... Когда же рассветало... сразились, и господь бог дал победу малочисленному христианскому воинству...


Несостыковки , явные преувеличения в численности войска и отсутствие каких-либо иных источников этого сражения давно послужили поводом историкам усомниться в правдоподобности этого события . Прежде , чем рыскать в земле в поисках артефактов такого сражения или копаться в абстрактных неопубликованных источниках ,можно рассмотреть версию плагиата .

Ведь единственным источником этого события является хроника Джуаншера X века . Как известно Грузия не имела летописи до X века . Все её источники о долетописном прошлом это смесь греческих, армянских и римских источников с вкраплением мифов , домыслов самих авторов.
Так как же найти источник , который послужил Джуаншеру пособием для создания мифа ? Далеко ходить не понадобилось . Феофан Исповедник со своей хроникой один из самых известных летописцев Византии того времени . Он в частности описал походы арабов в пределы Византии . Но как же названия крепостей и городов , что были упомянуты Джуаншером - Клисурская стена, Цхуми, Анакопия ? Неужели могут быть такие совпадения ? Давайте рассмотрим . Клисурами в Византии называли укрепленные крепости близ крупных городов в основном в восточной части Византии . Они начинают возникать как раз во времена нашествия арабов - так византийцы боролись с арабскими набегами . В 692 году арабы осадили город Себастополис , разрушив для начала клисуру охранявшую его . В знаменитом сражении византийцы потерпели сокрушительное поражение . Этот город располагался конечно не на месте Сухуми , а в Анатолии . Историки не определились была ли это Себастия у Понта(Сивас) либо Себастия в Киликии . Но это не суть и вот почему . Спустя 45 лет в 740 году состоялось сражение у Акроинона упоминаемое у Феофана :
Согласно «Хронике» Феофана Исповедника силы Омейядов составляли 90 тысяч человек: 10 тысяч легко вооружённых под командованием аль-Язида ибн Гамра были отправлены в набег на западном побережье, 20 тысяч под командованием Абдаллы аль-Баттала и аль-Малика ибн Суйаба направились к Акроинону, в то время как основные силы, насчитывавшие около 60 тысяч воинов (это число, вероятно, является завышенным), возглавляемые самим Сулейманом ибн Хишамом, отправилось в поход на Каппадокию. Император Лев III Исавр столкнулся в с силами аль-Баттала и ибн Суйаба у Акроинона. Подробности сражения не известны, но император одержал сокрушительную победу: оба арабских военачальника погибли в бою, а также потеряли большую часть своей армии. Около 6 800 солдат, однако, сумели провести организованное отступление к Синнаде, где они присоединились к Сулейману. Две другие армии опустошили местность не встретив сопротивления, но не сумели захватить никаких городов и крепостей. Кроме того, арабская армия серьёзно пострадала от жестокого голода и отсутствия продовольствия прежде чем вернулась в Сирию. 

Отдельно надо отметить , что этот город во времена Александра Македонского вплоть до распада Римской империи назвался Никополем (Nikopolis). После сокрушительного разгрома арабов в 740 году ему вернули это название . Теперь это город в центральной Турции носит название Афьон-Карахисар.
Пазл полностью сложился . Джуаншер соединил 2 события - падение Себастополиса ( он не мог не знать , что так назывался ранее Цхуми) и победа над арабами у стен Никополиса (который он отождествил в Анакопией). Даже предводителем византийцев был их царь Леон , именем которого он назвал князя абхазов(абазгов) Леона ,хотя в "Диване Абхазских царей" был только один Леон и тот правил в конце 8 века. У Джуаншера , Мурван предводитель арабского войска огнём и мечом прошёлся по югу нынешней Грузии , Тао , Кларджети ,камня на камне не оставив от тамошних монастырей и крепостей . Он почти слово в слово вторит Феофану , описывавшего отступление арабского войска в Сирию.
Таким образом , мы имеем дело с плагиатом , приспособленным к местным реалиям ,как и многие другие произведения героического и агиографического жанра , повествующих о подвигах , мученичествах героев этих рассказов.
Tags: Абхазия, Грузия, арабы., история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments